четверг, 21 января 2010 г.

Рассказ о Рае (1-ая часть).

DSC03056

   Рай.

Родился в 1998 году весной от коровы Рати от 2-го отела. Назвали его Рай в честь известного преданного Господа Чайтаньи Рамананды Рая, беседу которого с Господом изучают все вайшнавы, желающие узнать, что же является самым важным для развития любви к Кришне.

Как-то зимой, когда Рай был еще молодым волом, я пробовала дрессировать его, не зная практически ничего о том, как надо обучать волов. Наши занятия дошли до того, что я надевала ему одиночное ярмо, шлейки с ворчиком, и мы шли в лес, где я цепляла за ворчик цепью какое-нибудь легкое бревнышко, чтобы молодой вол учился тянуть груз, начиная с легкого. Проблема была в том, что Рай еще плохо слушался на голос. Он стоял, пока я цепляла груз, потом по команде начинал идти, потом обгонял меня и бодро шагал куда глаза глядят… На все мои “вул!”, отдаваемые сзади с большого расстояния он не реагировал, ему просто нравилось идти вперед. В конце концов Рай застревал со своим DSC03993 бревнышком где-нибудь в тупике (завале из упавших деревьев), где я его и догоняла, ловила повод оголовника и вела домой. На этом наши занятия и прекратились.

  Где-то через полгода-год приехал Панду прабху и стал обучать волов: Бурфи и Рая, которые были одногодками и друзьями. Он был очень доволен Раем, т.к. тот быстро все усваивал, как-будто уже все знал раньше, а сейчас просто вспоминал. Из этого можно сделать вывод, что даже непродолжительные занятия с волами идут им на пользу, у них отличная память. Но Рай всегда отличался большей сообразительностью, чем другие волы. Если Балу немного тугодум, то Рай реагирует быстрее и более чутко.

  Упряжка “Рай и Бурфи” с сидящим сзади на баке с водой Панду пр. с грохотом лихо проносилась по Хватынке мимо домиков с испуганно выглядывающими из окошек бабульками. Это были “скоростные” волы! Обычно волам, чтобы работать на них сзади, продевают в нос кольцо или веревку, при помощи которой управляют животными, сидя сзади на санях или телеге. Если же кольца нет, то управляют волами, идя сбоку (обычно слева от вола) или спереди (в экстренных случаях или если работает непрофессионал). Панду пр. обучил свою пару волов работать так, чтобы он (погонщик) мог сидеть сзади на санях, управляя при помощи вожжей, которые крепились к оголовникам, носовых колец у волов не было. Это редкий случай.Балу, Рай и Прабхавати дд. везут из леса дрова и Чайтанью д. Редчайший аттракцион! Катание на волах и на дровах!

 DSC05132  Я раньше тоже ходила спереди, хотя мне это ужасно не нравилось, т.к. приходилось буквально скакать по сугробам, убегая от четырех опасных рогов позади меня. Иногда мне от них доставалось, иногда я нечаянно спотыкалась и падала прямо под ноги своим волам. Я была неопытным погонщиком, но не сдавалась, продолжала работать. Панду пр. обучил не только Рая и Бурфи, но также по моей просьбе и мою паруБалу, Рай и Вишвамбхара пр. везут из леса дрова и Прабхавати дд. волов (Балу и Муни) так, чтобы работающий с ними человек мог ходить слева от них. С тех пор  моя жизнь изменилась в лучшую сторону, мне стало легче работать с волами, безопаснее. Надо сказать, что в работе с волами есть свои преимущества по сравнению с работой на тракторе или другом неживом механизме. Если у погонщика хорошие взаимоотношения с его животными, если они чувствуют друг друга, то волы никогда не наступят на упавшего им под ноги погонщика, даже если тот не успеет им дать команду остановиться. Они ведь не дураки. Главное – это чтобы они не боялись, не были напуганы.

Однажды мы с Балу и Раем пошли в лес за дровами. Была осень.  Вытаскивая волоком бревно, мне пришлось маневрировать волами, а потом быстро идти по узкой тропинке. Тем более, что Рай - “скоростной” вол. Я не заметила какую-то корягу и нечаянно зацепилась за неё ногой, упала рядом с Раем. Он сразу же остановился, и я увидела его испуганные глаза и уши. Рай подумал, что это он виноват, что я упала, и что его сейчас будут ругать. Он еще не привык к моим падениям (как Балу, например).DSC05005 Я быстро поняла, что испуганное животное может быть опасно, если попытается убежать. Я стала успокаивать вола своим голосом, хотя еще лежала на земле. Все произошло так быстро, что прочитать об этом займет гораздо больше времени. Рай понял, что он не виноват, и подождал, пока я встану, и мы потащили бревно дольше.

DSC01009_2  Раю пришлось обрезать острые кончики рогов после того, как заметили, что он бодает коров. Однажды я увидала, как он поранил Гопи под хвостом, только “шпок!” раздался, когда лопнула кожа. Бедняжка Гопи присела от неожиданности и боли. А ведь ей до родов оставалось меньше месяца. Я вытерла ей кровь, обработала рану. Но все обошлось хорошо, Симха родился без осложнений.

Сейчас у Рая небольшая опухоль на левой DSC00984_2задней ноге, он иногда прихрамывает. Также у него какие-то проблемы с пищеварением: он часто и подолгу пукает, стал худеть. Конечно, Рай уже немолодой, ему уже 12-ый год, но и нестарый. Это очень умный, со своим характером, рабочий вол. Он не любит грубости. Если его силой (палкой) заставлять работать, то он упирается еще больше. Поскольку у меня нет мужской силы, то я его “вдохновляю” работать по-своему, по-женски: сначала поглажу, приласкаю, похвалю, а затем попрошу пойти за мной или выполнить другую необходимую команду. Он рад услужить мне, ведь я его люблю. Все волы очень чувствительные на похвалу и прославление. Они прямо “тают”, когда их хвалишь. Глаза затуманиваются, уши развешиваются и опускаются расслабленно (“балдеют”, короче). Если при этом их еще и почесывают в любимых ими местах, а затем и покормят вкуснятинами, то они готовы отдать вам свою привязанность. Волы также чувствуют, когда их унижают словами или действиями, относятся к ним, как к более глупым существам с высокомерным презрением. За такое отношение они платят непослушанием, нелюбовью. Они, как дети, которые не понимают разумом, но чувствуют других людей: плохие они или хорошие.

Комментариев нет:

Отправить комментарий